На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В ЛАДУ ЛИ ВЫ СО СВОИМ ДОМОМ?


(записки интерьер-терапевта)

© интерьер-терапевт Лукьянова Наталья Евгеньевна.

Архитектуру не случайно называют застывшей музыкой — её влияние на человека весьма ощутимо, даже если не всегда осознаваемо. Свое влияние оказывает и экстерьер, а особенно интерьер жилого или общественного пространства.

И если вы возьмете себе за правило понаблюдать за своими ощущениями после посещения, присутствия в той или иной архитектурной «оболочке», вы заметите, что даже незначительный, на первый взгляд, нюанс, может повергнуть вас в уныние или, напротив, подарить прилив бодрости и радости.

Радует, что уже прошли те времена, когда при обустройстве свого дома люди руководствовались лишь модными тенденциями (чтобы не «отстать», быть не хуже, а лучше других), либо исключительно практическими соображениями. Эти критерии выбора уже давно поставлены под сомнение, хотя ещё продолжают удерживать свои позиции.

Совершенно новый и все более широко занимающий умы и сердца не только профессионалов (архитекторов, дизайнеров, декораторов), но и непосредственно клиентов — это личностный и психологический аспект дизайна жилого пространства.

Всё громче звучит понятие «дом является своеобразным выражением внутреннего мира хозяев» и теперь стиль жилья ориентируется на создание комфортного проживания и гармоничного психологического климата для всех проживающих и посещающих.

При тщательном подборе всех составляющих декорирования, дом становится своеобразным семейным «интерьер-терапевтом», который в максимальном объеме выполняет старинную народную поговорку «дома и стены помогают»…

А задумывались ли вы о том, почему «родные стены помогают»? И в каких случаях они могут «отказаться» это делать? Как всё гениальное — просто, так и в нашем случае ответ очевиден: дома стены «помогают», потому что отвечают взаимностью на то внимание, которое вкладывали хозяева при создании этих самых стен. Ведь в период рождения данной поговорки, архитекторы были в ограниченном составе, и творили всё более государевы палаты да дворцы, а простой люд самообразованием и самообслуживанием в области дизайна забавлялся. Уже тогда потенциальный потребитель дизайн-услуг понимал ценность «второй одежды» — убранства своего дома.

И до сих пор актуальна опять же, народная, поговорка: «по одежке встречают…» т.е. производимое первое впечатление и от собственного стиля в одежде и от стиля интерьера является достаточно твердой «валютой» в копилке личностного багажа.

Каким образом происходит получение той самой «помощи», которую нам оказывают наши родные стены? Если рассмотреть данный вопрос с позиции академической психологии, то мы обнаружим наиболее распространенную и востребованную функцию интерьера, как гармонизирующую. В этом случае интерьер как бы «отражает» темперамент хозяина (или семьи), его привычки и менталитет. Главной задачей гармонизирующего интерьера становится формирование атмосферы покоя и уюта. Благодаря оптимальному сочетанию оттенков и фактур отделочных материалов и тканей, ненавязчивости аксессуаров, интерьер словно становится продолжением внутреннего «я» своего хозяина. Нужно понимать, что такой интерьер, безусловно, помогает снимать дневное напряжение, действует умиротворяюще и расслабляюще — на этом его «помощь» заканчивается. Это пассивная позиция интерьера, как партнера, по отношению к его владельцу.

Но как быть с другой стороной жизни, которая назавтра, прямо с утра, заявит о своих правах на ваш ум, мысли и чувства, время и нервы? Когда и как подготовиться к этому состоянию жизни? Находят ли они свое отражение в интерьере жилья человека современного?

Именно здесь «на сцене жизни» должна быть представлена стимулирующая функция жилого интерьера. Это предполагает установление иных отношений между интерьером и его хозяином. Дизайн интерьера теперь должен играть активную роль: он может выгодно акцентировать те или иные особенности характера и темперамента владельца, чтобы подать их в «нужном свете».

А может, напротив, сгладить и нивелировать какие-то нежелательные черты характера.

Такой стимулирующий интерьер уравновесит импульсивного холерика (это его родная среда), а может вдохновить склонного к депрессии меланхолика.

Безусловно, хотелось бы создать такой идеальный интерьер, который сочетал бы в себе и стимулирующую и гармонизирующую функции, и профессиональный дизайнер или декоратор владеют этими знаниями и техниками.

Структуризация внешнего и внутреннего пространства задает ритм жизни в доме и зачастую даже диктует конкретные модели поведения его обитателей друг с другом и с гостями. И хотя вариантов пространственной планировки бесчисленное множество, их можно свести к двум основным типам: закрытый и открытый интерьер.

Закрытый интерьер выбирают люди, предпочитающие уединение — те, кто избегает шумных компаний и социальных контактов. Это не обязательно является свидетельством основного типа темперамента, хотя такой интерьер более характерен для флегматика или меланхолика. Но он вполне может стать союзником на определенном жизненном этапе и для жизнерадостного и постоянно ищущего новых впечатлений и открытий сангвиника, а в некоторых случаях — даже рекомендован и для неуравновешенного и пылкого холерика. Вопрос лишь в пропорциях, которые рекомендованы в тех или иных личностных ситуациях.

Какими средствами реализуется закрытый тип интерьера? Прежде всего — четкое и фиксированное деление единого целого пространства на несколько изолированных комнат или помещений, каждое из которых выполняет вполне определенную функцию. Таким образом, общий жизненный ритм и уклад из трудно управляемого, становится более контролируемым, что, в свою очередь, способствует повышению чувства уверенности в жизни.

В таком интерьере гостиная не становится по совместительству столовой, а спальня не берет на себя обязанности рабочего кабинета. Обладатель закрытого интерьера четко разграничивает виды деятельности и фиксирует внимание на завершении действия покидая одно помещение, и переходя в другое (чувство успеха, победителя),.

Закрытый интерьер может быть «рекомендован» обладателю любого типа темперамента в период снижения интереса к жизни, переходе из одного социального статуса к другому, после жизненных потрясений и потерь.

Особо он будет «полезен» публичным особам, которые постоянно находятся в центре внимания и уже устали от этого.

Обратите внимание на то, как сейчас выглядит Ваш интерьер: не нужно ли ему обновление, которое он, в свою очередь, подарит вам в виде «второго дыхания», нового прилива вдохновения и радости жизни!

Открытый интерьер, конечно, выбирают для себя люди, стремящиеся жить открыто, демонстрируя свои личностные особенности, свою активную позицию и даря их окружающим. Здесь мы увидим дизайнерское воплощение концепции доступного общества, коммуникабельный стиль поведения и приоритет общественных, деловых интересов над личными и семейными.

Безусловно, такой интерьер характерен для холериков всех возрастов, сангвиников и флегматиков в период активного вхождения в жизнь, построения карьеры и привлечения внимания к своей особе. В некоторых случаях он может быть «рекомендован» в небольших дозах и меланхолику, чтобы вернуть его с туманных заоблачных мечтаний к радости и реальности жизни.

Именно такой тип структуризации жилища популярен своей гибкой планировкой помещения, когда пространство просматривается из любой точки — обладатель такого жилья сообщает этим, что он не делает попыток, а вполне конкретно видит и ставит перед собой задачи, которые способен уверенно решать. Общее жилое пространство в открытом интерьере делится не на комнаты, а лишь на функциональные зоны.

Открытый интерьер особо выделяют для себя амбициозные молодые люди, стремящиеся «сделать себе имя» в той или иной сфере бизнеса. И интерьер «подыгрывает» им своей открытостью, предоставляя свои жилые пространства в виде сценических площадок, кафедр.

Безусловно, открытый интерьер относится к категории стимулирующего, в отдельных случаях он может даже использовать элементы шоковой терапии: активизируя мысли и чувства, не давая владельцу «уснуть и почивать на лаврах». В этом случае от дизайнера требуется высокий профессионализм и тонкое понимание «дозировки» активизирующих компонентов в интерьере, чтобы не забыть о главной функции жилого пространства: дать возможность отдохнуть и восстановить силы перед следующим днем. Разработка дизайна стимулирующего интерьера в его открытой планировке требует гораздо более ответственного и творческого подхода.

Компенсаторная идея интерьер-терапии реализуется посредством умелого использования нескольких основных приемов: сочетая открытый и закрытый типы, добавляя к ним формы полуоткрытого пространства. В этом случае интерьер становится более универсальной моделью, которая может «видоизменяться» при меняющихся потребностях владельца или семьи.

Допустим, поставлена задача создания стимулирующего интерьера для меланхолика, который из-за своей замкнутости и погруженности в свои мечтания, не может достичь тех высот успеха, к которым стремится.

Предлагается вариант создания открытого пространства, объединяющего гостиную и кухню, оставив изолированными спальню и кабинет. В результате вы получаете обе функции: стимулирующую в открытом пространстве и гармонизирующую — в закрытом.

В другом случае — для увлекающегося сангвиника или быстровозбудимого холерика — используется вариант частичного ограничения изолированности. Создание для этих типов темперамента полностью закрытых пространств с глухими стенами может создать эффект «замкнутости, отверженности, тревожности — порождающих нервозность и раздражительность. Лучшим решением будет оборудование легких трансформирующихся перегородок, стеклянных панелей или ширм. В таком случае обладатель этого пространства имеет возможность очень быстро (свойственно его натуре и природному темпераменту) реагировать на процессы, которые требуют его присутствия, внимания к его персоне.

Колористическая палитра не менее важна в процессе интерьер-терапии, поскольку оказывает достаточно сильное влияние на общую стилистику помещения.

Психологический подход к дизайну интерьера — один из ответственных этапов в общем процессе проектирования и реализации проекта. Именно он позволяет понять клиента настолько, что итогом совместной работы становится уникальный интерьер, который будет любим его обитателями долгие годы.

Понятно, что единого универсального рецепта здесь нет и быть не может. И даже ориентир на условную классификацию типов темпераментов может быть использован весьма условно, поскольку в чистом виде каждый из них практически не встречается, а темперамент абсолютно большинства людей относится к смешанному типу. Кроме этого, не следует забывать о дополнительных факторах, оказывающих влияние на проявление типа темперамента: это и социальное окружение, уровень общей культуры семейных отношений, возраст, увлечения и даже состояние здоровья.

Однако некоторые наиболее востребованные тем или иным типом темперамента интерьерные нюансы можно подчеркнуть: сангвиники и холерики не мыслят себя без бурной, кипучей жизни и постоянного пребывания в самой гуще событий. Холерик впечатлительнее сангвиника, причем его активность и динамичность нередко превращаются в импульсивность, что порождает значительные трудности в систематической и целенаправленной деятельности.

Сангвиники и холерики не бывают консерваторами, поэтому легко принимают в своем интерьере самые смелые стилистические решения — от урбанизма до хай-тека и авангардной эклектики.

Сангвинику предпочтительнее гибкая открытая планировка в теплых и светлых тонах (оттенки оранжевого и желтого), гармонизирующих его «солнечный» тип и компактная модульная мебель строгого и элегантного дизайна. Если же внести в интерьер какие-либо стимулирующие акценты, то довольно ровный темперамент сангвиника может сместиться либо к холерическому типу (когда нужно достичь каких-то целей), либо, наоборот, к более спокойному и медлительному флегматическому (в период после периода повышенной активности).

Так, для стимулирования и поддержания активности можно ввести в интерьер игру цветовых контрастов. Причем совсем не обязательно кардинально менять весь интерьер: вполне возможно заменить портьеры и чехлы на мебели и коврик. Предметы обстановки и мебель, выполненные из стекла и стали будут усиливать эффект. Только не нужно все стимулирующие компоненты вводить в одном помещении, лучше распределить их воздействие небольшими акцентами в разных комнатах.

Другой вариант, для перемещения сангвиника в сторону флегматика: смещение основного колорита в холодную часть спектра, а общей стилистики помещения — в пользу нестареющей классики.

Для холерика гармонизирующим стал бы интерьер, который своим стилистическим решением поддерживает его взрывной темперамент. Однако стоит подумать, насколько это целесообразно: постоянно находиться в возбужденном состоянии? Повышенная активность не всегда бывает результативна, тем более, в период после трудового дня. Позаботиться о функциях отдыха и покоя — задача дизайнера, создающего интерьер. И даже если ваш клиент выбирает насыщенные цвета теплой части цветового спектра, стоит посвятить его в последствия такого привычного и любимого им цветового решения.

Как ни покажется странным, но для холерика стимулирующим будет интерьер, который уравновесит его излишне возбудимую психику. Стимулом становится противоположное состояние. Такой интерьер формируется по тем же принципам, что и для сангвиника, разве что воздействие красок здесь можно позволить более выраженное.

Флегматики и меланхолики — полная противоположность сангвиникам и холерикам. Их жизненное кредо — покой, стабильность, защищенность от внешнего мира и полное отсутствие радикальных перемен. Флегматик по своей натуре — закоренелый консерватор, питающий явную слабость к общепризнанным стандартам, тогда как меланхолик сосредоточен на внутреннем мире.

Флегматику более комфортным станет дом, похожий на антикварный магазин или филиал музея, созданного исключительно для себя, не для публики. Такими образом флегматик создает себе ощущение надежности, стабильности и сопричастности к вечным ценностям. Именно такой интерьер будет для него гармонизирующим, естественным. Цветовая палитра в этом случае состоит из приглушенных пастельных тонов: оттенки дерева, земли, растений — среди них он чувствует себя уверенно и защищенно.

Если же жизненные обстоятельства рекомендуют создание стимулирующего интерьера, то для флегматика можно слегка «высветлить» цветовую палитру, добавить открытых полок для демонстрации его реликвий и использовать менее фактурные ткани для портьер и чехлов.

Жилище меланхолика в его гармонизирующей форме будет больше похоже на мастерскую художника, поэта, мистика, астролога. Тяжелые темные фактурные ткани, высокие круглые формы спинок мебели, локальный свет, масса подсвечников и канделябров — излюбленные аксессуары склонного к загадочности и уходу от реальности меланхолика. И даже если он действительно живет и реализует себя в этих творческих областях, нужно помнить и рекомендовать введение стимулирующих элементов в интерьере.

Средства изменения, обновления интерьера меланхолика близкие к тем, что используются для стимулирующего интерьера флегматика: разбавление основной палитры более теплыми и живыми красками, а также привнесение легкой эклектики в убранство дома.

Однако, мы помним, что в большинстве своем, люди относятся к смешанному типу темперамента, да и жизнь настолько разнообразна в своих проявлениях, что лучшим решением для создания своего интерьера будет использование в нем элементов и гармонизирующего, и стимулирующего типа.

 

Картина дня

наверх